Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг), на которое возложена функция вывода из пике российской автомобильной промышленности, вместе с коллегами из других министерств и ведомств разработало «утилизационную» программу, которая начнет работать с 2010 года.
Автовладелец, сдавший в утиль своего железного коня возрастом старше 10 лет, получит ваучер номиналом 50 тысяч рублей, который можно будет использовать при покупке нового автомобиля, произведенного в России, – будь то «Жигули» или иномарка.
На подобный шаг руководители Минпромторга решились, изучив успешный опыт действий в кризисе федеральных программ Японии, Франции и особенно ФРГ. Немецкая программа работает с марта 2009 года. При сдаче под пресс машины старше 10 лет и одновременной покупке автомобиля германского производства каждый бюргер получает от государства премию в размере 2,5 тысячи евро. Идея оказалась столь востребованной, что немецкие водители ежемесячно сдают в утиль по 30–40 тысяч старых автомобилей. И столько же покупают новых машин местного производства. Не случайно предприятия немецкого автопрома практически не чувствуют последствий резкого падения спроса на мировых рынках. Более того, в последние четыре месяца немцы покупают на 20–40 процентов «мерседесов», «фольксвагенов», «ауди» и других немецких машин больше, чем в апреле – июле 2008 года.
В следующем году Минпромторг России тоже начнет собирать автомобильные «ведра» и выдавать ваучеры сдатчикам автомобильной «макулатуры». Правда, поначалу далеко не во всех российских регионах: 2010 год будет экспериментальным. В пилотном проекте примут участие четыре самых загруженных транспортом российских мегаполиса: Москва, Санкт-Петербург, Самара и Нижний Новгород, а также Московская область.
Для получения ваучера необходимо выполнить два условия. Во-первых, возраст транспортного средства, как уже было сказано, должен превышать 10 лет. Во-вторых, минимальный срок, в течение которого машина документально принадлежит сдающему ее в утиль человеку, должен быть не менее года. Последнее условие появилось, чтобы не спровоцировать возникновение рынка нелегальной торговли как документами на «ведра», так и ваучерами. Ведь даже в законопослушной Германии выдача премий-бонусов стала сопровождаться массовыми нарушениями местных законов. Вице-президент федерального криминального агентства ФРГ Вильфрид Альбисхаузен отметил, что около 50 тысяч старых автомобилей, после того как за них были получены премии в размере 2500 евро за каждый, вместо утилизации были перегнаны в страны Восточной Европы и реализованы на местных рынках.
Но вернемся к российской автомобильной утиль-программе. Петербург станет одним из пяти участников пилотного проекта по стимулирующей, а не принудительной утилизации транспортных средств. Северная столица, как и все крупные российские города, годами не может решить проблему утилизации старых, сгнивших машин, заполонивших дворы, детские площадки, обочины и тротуары. По оценкам экспертов, в нашем городе «ведрами», которые фигурируют в базе данных, но не могут передвигаться по дорогам самостоятельно, являются свыше 150 тысяч транспортных средств.
Признать такое ржавое «железо» не автомобилем, а металлоломом можно только после утомительной процедуры. Старые автомобили, как правило, остаются брошенными на обочинах, тротуарах, во дворах, а то и прямо на проезжей части. Кроме эстетического негатива «ведра» снижают пропускную способность дорог, а иногда и становятся причиной ДТП. К сожалению, проблема бесхозных автомобилей в последние годы кроме эстетической перешла еще и в плоскость потенциальной террористической угрозы. Бесхозная машина «без руля и ветрил» идеально подходит для закладки взрывного устройства.
По европейским нормативам, ежегодно должны попадать под пресс не менее 5 процентов всего массива состоящих на учете автомобилей: именно такой процент выбраковки считается минимальным. На учете в подразделениях региональной ГИБДД находятся около 1 миллиона 500 тысяч только личных транспортных средств. Таким образом, в Питере должны ежегодно утилизироваться не менее 70–75 тысяч дряхлых железных коней, но на деле вывозится на свалки и на вторичную переработку не более 5 тысяч автомобильных инвалидов.
Если же говорить о России в целом, то в августе 2009 года на гаишном учете числятся свыше 38 миллионов частных автомобилей. И половина этого внушительного парка – машины старше 10 лет. Поэтому «утилизационная» программа с выдачей премий вроде бы по определению должна пользоваться устойчивым спросом населения. Но не будем торопиться. Одно дело, когда человеку, сдавшему автомобильное «ведро» в утиль, выплачиваются 50 тысяч рублей наличными, другое – когда выдают ваучер, который имеет реальную цену только при покупке нового автомобиля. А для большинства владельцев сильно подержанных машин найти деньги на покупку новых «Жигулей» за 250 тысяч по программе льготного автокредитования – серьезная проблема. Не случайно за 4,5 месяца действия этой федеральной программы по льготным кредитам куплено всего 25 тысяч автомобилей, произведенных в России. Это составляет жалкие 5 процентов от количества проданных в России за этот период новых автомобилей.
Кстати, 80 процентов купленных россиянами в апреле – августе 2009 года по программе льготного автокредитования транспортных средств стоимостью до 600 тысяч рублей, составляют «Жигули». Эксперты полагают, что при появлении утилизационных ваучеров этот процент еще более повысится.